Прими, Христе, мою свободу,
Как дар пылающей любви.
Прими всю память и всю волю,
И разум, Господи, прими.

Все, что имею, чем владею, -
Все это дар небесный Твой.
Всего себя Тебе вверяю,
Склонясь пред волей всеблагой.

Оставь мне лишь любви священой
Твою, мой Боже, благодать:
И стану я богат настолько,
Что будет нечего желать.

Мартин Турский (336-397 гг.) 

Адвент

Адвент (от лат. adventus — приход) — это название Рождественского поста.  Адвент считается началом церковного года. Он начинается в четвертое воскресенье перед Рождеством, то есть в ближайшее к 30-му ноябрю воскресенье и заканчивается в канун Рождества (24-го декабря). Если рождественский сочельник приходится на воскресенье, то оно считается четвертым воскресеньем Адвента, а сам сочельник начинается с закатом солнца.

 

 В истории Адвента существовало 2 традиции: галликанская и римская. Первая в конце IV века  существовала на территории Испании и Галлии. Там она приобрела покаянный и аскетический характер. Первоначально в галликанской литургии Адвент был временем подготовки к праздникам Епифании и продолжался три недели. В V веке этот период продлили до 40 дней, по примеру Великого Поста, начинался он 11 ноября, в день св. Мартина из Турс († 397), отсюда и название Адвента: quadragesima sancti Martini.

Римская традиция более поздняя, относилась к VI в. В Риме Адвент имел характер литургической подготовки на радостные празднества Рождества с пением Alleluja, Te Deum laudamus. Со времен Григория Великого Адвент продолжался уже 4 недели, что и осталось до наших дней.

Две традиции объединились в средние века и в результате дали Адвент литургически римский, а аскетически галликанский (фиолетовый цвет, отсутствие Gloria, Te Deum).

Наряду с радостным настроением ожидания воспоминания пришествия Христа, литургия Адвента наполнена мыслью о втором пришествии Христа и последнем суде.

Две идеи Адвента: Рождество Христа и ожидание повторного пришествия – разделили Адвент на две части. 17 декабря становится границей этого разделения. Первая часть Адвента акцентирует ожидание второго пришествия Христа в последний день.   Вторая   предназначена   для непосредственной подготовки к торжеству Рождества Христова и встрече с Младенцем в яслях. Это разделение видно в литургических текстах, в молитвах и в библейских чтениях.

Ключом ко всем текстам литургии Адвента является постоянное чтение книги пророка Исайи.

Чтения из Евангелий св. Матфея и св. Луки говорят о событиях, которые непосредственно предшествовали рождению Мессии. В этих чтениях показаны фигуры Матери Божьей и св. Иоанна Крестителя, которого Провидение связало со Спасителем особенным образом.

На богатое благодатью пришествие Христа покаянием должна быть подготовлена дорога к человеческому сердцу. Поэтому литургия Адвента показывает пророка Исайю и предшественника Господа – Иоанна Крестителя – как образец покаяния.

Есть некоторые традиции переживания Адвента: свеча Рораты, венок, календарь Адвента. Свеча символизирует Непорочную Деву, которая принесла человечеству Христа – Солнце. Венок из еловых ветвей с четырьмя свечами символизирует подготовку и надежду. Календарь Адвента представляет собой лестницу, по которой Младенец Иисус сходит в ясли. Она символизирует Марию, которая стала небесной лестницей, по которой Бог сходит на землю.

  Литургика. о. Павел Мрочек CSsR


Стаьи на тему адвента:

Приди, Господи!

Исцелитель среди нас

"Сделавшись подобным человекам..."

"Приготовьте путь Господу!"

"Иисус грядет!"