Первая книга Моисеева. Бытие

От автора:
Эти материалы 
 я готовила для епархиального журнала "Климент"
для раздела "Читаем Библию детям".
Думая, что эти материалы могут быть полезны и взрослым.

А что было в начале?

В начале был Бог – Всемогущий, Всесильный и Вечный. Бог был вчера, Он есть сейчас и Он будет всегда.

Иван Айвазовский «Хаос»Однажды Бог решил создать мир. Никто из людей не знает, почему Богу захотелось это сделать. Нам, людям, очень хочется понять смысл Божьих поступков. Наш разум не может их постичь, мы можем только догадываться. Но не это главное, главное – это то, что именно Бог сотворит наш мир. 

В первый день Бог сотворил свет. Бог сказал: «Да будет свет». И стал свет. И свет Богу понравился. Бог отделил свет от тьмы и назвал свет днём, а тьму – ночью.

Во второй день Бог сказал: «Да будет твердь». И сотворил небо.

В третий день Бог сказал «Пусть соберутся воды под небом в одно место». И появилась суша. Бог назвал сушу землёй, а собрание вод – морями.

В четвёртый день Бог сказал: «Да будут светила». И создал светила – солнце и луну.

В пятый день по Слову Божьему вода произвела душу живую, появились рыбы и птицы.

На шестой день Бог сказал: «Пусть земля произведёт зверей». В этот же день Бог сотворил человека по образу Своему и благословил человека.

Так сотворение мира описано в Библии – книге книг. Библия – это книга, которую написал сам Бог. Он написал её очень давно для людей, которые не знали ни автомобилей, ни телевизоров, ни компьютеров. Но эти люди не были глупее нас. Нет! Просто у них были другие условия жизни. Бог рассказал им о сотворении мира так, чтобы им было понятно.Чюрленис «Сотворение мира»

Нам сейчас трудно поверить, что за один день можно сотворить так много полезного. За один день уроки иногда выучить не успеваем. Но один день для нас и для Бога – это разные дни. Современная наука совсем недавно выяснила, что, если смотреть на наш мир со стороны, то  времени в нашем понимании нет. То есть Бог видит сразу и прошлое, и настоящее, и будущее!  Фантастика!

Поэтому не будем считать одним днём 24 часа. 

Пусть день – это какое-то время.
И посмотрим на сотворение мира глазами человека 21 века:
• Бог сотворил мир за 6 дней, то есть за определённое время.
• У Бога был продуман план творения. Каждый день Он делал какое-то определённое дело.
• Бог создавал мир мудро. Бог завершал одно дело, а потом брался за другое, Ему ничего не пришлось переделывать.
• Бог сотворил мир Словом: Бог говорил – и становилось так.
• То, что Бог делал, Ему очень нравилось. Каждый день творения доставлял Богу удовольствие: «И видел Бог, что это хорошо». Бог творил мир любовью.
Вот и всё! И сразу становится понятным, почему наш мир так хорош, почему так красивы облака на синем небе, почему так величественны горы, почему из маленького семени вырастает прекрасный цветок. Весь мир свидетельствует о своём Творце и Создателе. Слава Богу!
Микеланжело «Сотворение мира»Человека Бог сотворил в последний день. Человек – это Его самое совершенное творение.
В Библии сотворение человека описывается два раза. Один раз, когда идёт описание творения шестого дня, а потом отдельно речь идёт только о сотворении человека: Бог сотворил человека из праха земного и «вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою», – так говорится в книге Бытие, книге, с которой начинается Библия.

Грехопадение


Человек – любимое творение Бога. Сотворив человека, Бог создал не игрушку, а друга. Бог передал человеку «в пользование» всё, что сотворил, и ещё Он сделал человеку огромный подарок – Бог подарил человеку бессмертие и СВОБОДУ. Бог разрешил человеку всё, но предупредил, что если человек вкусит плод с дерева познания добра и зла, то он умрёт
Альбрехт Дюрер, «Адам и Ева»Окруженный любовью Бога, ни в чем не нуждающийся, человек безмятежно жил в раю. Бог сказал: «Не хорошо быть человеку одному», и чтобы у человека был помощник, подобный ему, Бог навёл на человека крепкий сон, вынул у него ребро и создал ему жену.
Первого человека звали Адам, а его жену – Ева.
В раю было всё для счастливой жизни людей. Адам и Ева ни в чём не нуждались. Они могли есть плоды всех деревьев, кроме одного. Условие не есть плода с дерева познания добра и зла – это был Завет Бога, т.е. договор Бога с человеком. Выполняя этот Завет, человек демонстрировал Богу своё доверие и любовь.
Змей-искуситель был тоже творением Бога. Олицетворяя собой тёмные силы, змей спросил у Евы, действительно ли им с Адамом нельзя есть плодов с деревьев в раю? И Ева простодушно ответила, что есть можно от всех деревьев, кроме одного: от дерева познания добра и зла есть нельзя, так как можно умереть. Хотя вряд ли Ева понимала тогда, что значит «умереть». Змей говорил с Евой устами диавола. Он внушал ей, что вкушение от древа даст власть над миром, независимость от Бога, что в день, когда они вкусят от древа «откроются глаза …, и вы будете, как боги, знающие добро и зло». Его ласковые речи смутили Еву, она засомневалась в благости и справедливости Бога.  Она поела сама и дала мужу. Их поступок называется «грехопадением».
И что же произошло? Адам и Ева стали как боги? Нет! Весь ужас общения с диаволом состоит в том, что диавол – обманщик. Люди думали, что обретут мудрость и власть, а обнаружили свою наготу – беспомощность перед Богом. Им стало стыдно.
Грехопадение имело следующие последствия:Мазаччо «Изгнание из рая»
1. Змей, то есть диавол, был проклят Богом.
2. Виновные – Адам и Ева, и потомство лишились общения с Богом. Жизнь без Бога – это адское мучение. Чтобы это мучение не было вечным, Бог изгнал Адама и Еву из рая, лишив их бессмертия.
3. Отношения между Адамом и Евой испортились.
4. Природа перестала покоряться человеку. «… проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от неё во все дни жизни твоей».
Вот такие тяжелые последствия, а всё из-за какого-то недозрелого яблока.
Зачем Бог взрастил это дерево в раю? Почему не спрятал его с глаз долой, чтобы Адам и Ева даже не увидели его никогда? Если бы они не совершили грехопадения, мы бы жили в раю, и каждую минуту ощущали бы присутствие Бога в нашей жизни, и были бы счастливы. Может быть Адам и Ева не понимали своей ответственности перед человечеством? А мы смогли бы мы устоять перед искушением? Совсем необязательно, что оно будет связано с предложением съесть какой-нибудь плод. Может быть искушение – это побегать по улице, когда нужно делать уроки? Может быть искушение – это не слушаться маму, когда она просит не делать чего-то, но не всегда может объяснить почему. Грехопадение – это когда мы не доверяем, а значит мало любим!
Прошло очень много лет с той поры. Меняются поколения людей, но остаётся постоянной тоска человека. Ни богатство, ни власть, ни известность – ничто не приносит человеку истинного счастья. Счастье человека всегда связано с любовью, потому что только любовь приближает человека к Богу. Потому, что Бог – это любовь.


Подводим итоги


Грехопадение имело для человечества катастрофические последствия. К этой теме обращались многие великие философы и богословы. Хорошо было бы почитать их работы, еще лучше понять о чем в них идет речь и уж совсем замечательно это запомнить. Со временем вы, конечно, их почитаете, но своё мнение можно иметь уже сейчас. Когда вы станете старше, это мнение может измениться, а может и нет.
Все дети рождаются очаровательными и молодость - тоже прекрасна. Всё осложняется, когда люди стареют. От старости никому никуда не деться, но старость бывает разная. Она неумолимо «украшена» нашими грехами. Есть старики, у которых прекрасные, мудрые, добрые лица. Грех не исказил выражения их лиц, не вытяну и не загнул нос. «И откуда только у меня этот нос взялся?» – сокрушалась одна моя знакомая грешница. Грех превратил восхитительного актёра нашего кино из волшебного принца в исчадие ада.
Мне могут возразить: «Есть много хороших людей, которые рано умирают, или лишаются своей красивой внешности». Есть. Неисповедимы пути Господни. А так как Господь нас любит и никогда не обманывает, то мы можем не сомневаться, что всё, что Он делает, Он делает для нашего блага.

На занятиях по катехизации я задала детям вопрос: «Был ли шанс у человечества устоять перед искушением?» Были мнения, что шанса не было: если бы грехопадение не совершили Адам и Ева, то это сделали бы их дети. Как можно устоять перед искушением стать как боги? А одна девочка высказала соображение о том, что в раю жить скучно. Людям всё равно захотелось бы чего-нибудь интересненького и весёлого, а это, по мнению девочки, может быть только грешным. А вы как думаете? У вас есть возражения?
Итак, давайте поразмышляем о том, был ли у человечества шанс устоять перед искушением и остаться в раю? А в раю интересно?

Каин убил Авеля


У Адама и Евы родились дети: Каин и Авель. Они были родными братьями, не очень отличались по возрасту и, наверное, дружили. Только Каин был земледельцем, а Авель пастухом. Однажды Каин и Авель решили сделать приятное Богу. Каин принес в дар Богу плодов, которые вырастил, а Авель принёс в дар животное из своего стада. Дар Авеля больше понравился Богу, и Каин рассердился. Он стал завидовать Авелю. Зависть – это очень плохое чувство. Зависть – это проявление самого главного греха – гордыни. Каина мучила гордыня: «Почему Богу понравился дар моего брата? Разве мой брат лучше меня?» Очень непросто и нам в нашей жизни признавать чье-нибудь превосходство. Вот он лучше меня рисует, а он – прекрасно поёт: я так не умею. Но никогда не позволяйте гордыни разбудить зависть в вашем сердце. Полюбите того, кто лучше вас рисует, полюбите того, кто прекрасно поёт. А когда в вашем сердце воцарится любовь, и вы будете счастливы, вы сможете научиться и рисовать, и петь.
А Каин не смог справится с гордыней… Каин убил своего брата Авеля.
Совершив братоубийство, Каин пытался скрыть это злодеяние от Бога. Но от Бога ничего нельзя скрыть: не важно, что никто не знает, важно – что знаешь ты сам, а значит знает и Бог.
И Бог сразу покарал Каина? Нет. Бог не карает грешника немедленно. Бог даёт грешнику время опомниться и раскаяться. Но человек должен раскаяться сам, добровольно. У человека всегда есть свобода выбора между добром и злом. Добро он должен выбрать по собственному желанию. Человек, который хорошо себя ведёт только потому, что боится наказания – раб греха. А тот, который добровольно выбирает добро и любовь по-настоящему СВОБОДЕН!
Каин совершил первое убийство в истории человечества. Каин убил человека, Каин убил своего родного брата, который любил его. Сколько убийств совершили люди с тех пор? Подумать страшно. Какие-то убийства были совершены по неосторожности или случайно, а какие-то жестоко и по заранее продуманному плану. Убийство – это страшный грех. Ему нет оправдания, его невозможно искупить, так как жизнь человеческая дарована Богом и она бесценна. Её нельзя забирать, поэтому даже по отношению к преступникам запрещена смертная казнь. Даровать и забирать жизнь может только Бог. А уж Он разберётся и рассудит по делам нашим.
В Откровении Иоанна Богослова нарисована величественная картина, где рядом с Богом стоят «великое множество людей, которое никто не мог перечесть, из всех племён и колен, и народов и языков» – невинных убитых, первым из которых был Авен. Они приняты и обласканы Богом. А где их убийцы? Убийцам Бог судья, но рядом с Богом их точно не было.


Подволим итоги


Убить человека очень легко. Когда в кино нам показывают бойкие драки и все остаются целыми и невредимыми – это неправда. Одного удара, который нам демонстрируют? достаточно, чтобы покалечить человека, а можно и убить. Сцены насилия заполнили телепрограммы и мы … привыкли к ним. Это страшная привычка. Нельзя привыкать к насилию. Насилие над личностью – это грех перед Богом. Человек сотворённый Богом не терпит насилия ни по отношению к себе, ни по отношению к окружающим.
В Библии часто встречается описание жестоких сцен. Мне приходилось слышать от взрослых людей, что их пугает жестокость, которая описана в Библии. Но в Библии описана история отношений народа с Богом. От Бога нет насилия. Бог долготерпелив и многомилостив. Насилие – это следствие греха, следствие гордыни, попытка одного человека подчинить себе другого. Насилие не от Бога. Бог – это любовь. Он дал человеку свободу, шанс одуматься и исправиться.