Необходимое пояснение

Эта книга случайно попалась мне на глаза. Она была выпущена в 1911 году "по благословению Могилевской Римско-католической епархиальной власти". Автор не был указан. Значилось только то, что книга переведена с французского языка. Больше можно ничего не добавлять: все остальное книга скажет сама за себя.

Ежедневные размышления о Господе нашем Иисусе Христе

Перевод с французского
Печатано по благословению Могилевской р. – к. епархиальной власти

1911 г.

Предварительные объяснения об умственной молитве

Среди рекомендуемых Церковью средств преуспения в благодатной жизни одно из первых мест занимает так называемая умственная молитва или размышление. Этим средством пользуются все, кто желает глубже познать и крепче полюбить Бога и лучше исполнять свои христианские обязанности. С целью облегчить благочестивым христианам практику размышлений, издается настоящая книжка. Следующие замечания поучают, как ей пользоваться и вообще как упражняться в умственной молитве.

Для размышления следует избрать себе самое удобное время, свободное от внешних занятий и всяких препятствий. Обычно назначают для этой цели час или полчаса сразу после восстания ото сна. Если размышление происходит именно тогда, то готовиться к нему следует уже накануне вечером. После вечерней молитвы и испытания совести можно прочитать по книжке те пункты, которые предлагаются для размышления на следующий день, стараясь запомнить в общих чертах их содержание и тот практический результат, которого можно ожидать от данного размышления. С этой мыслью ложатся спать, поручая себя попечению Пресвятой Девы Марии и Ангела Хранителя.

На следующий день первой мыслью после пробуждения должна быть мысль о Боге, выражающаяся в каких-нибудь кратких молитвенных обращениях к Нему, потом следует припомнить себе предмет предстоящего размышления. Когда настало время умственной молитвы, размышляющий должен сначала сосредоточиться, припоминая себе, что он стоит перед Богом, что Бог смотрит на него и что он собирается беседовать с Ним на молитве. Затем, став на колени, следует прочитать приготовительную молитву (см. ниже).

После приготовительной молитвы следуют два так называемых вступления, цель которых – сосредоточить внимание и силы души для достижения особой цели размышления. Первое вступление должно обуздать беспокойную фантазию; для этого нужно постараться ясно и отчетливо представить себе какой-нибудь главный момент из содержания размышления, чтобы во время молитвы фантазия не блуждала беспорядочно, но в представленном себе образе находила для себя точку оперы. Так например, размышляя о Рождении Спасителя, мы можем в первом вступлении представить себе Вифлеемскую пещеру, а в ней Младенца Иисуса со Святой Богородицей и святым Иосифом и т.п.

Второе вступление состоит в приготовлении воли к тому, чтобы с готовностью идти за указаниями свыше. Эта цель достигается краткой молитвой к Богу о даровании благодати, соответствующей данному предмету и состоящей обыкновенно в сверхъестественном просвещении ума, при помощи которого мы яснее и глубже проникаем в религиозные истины, и в сверхъестественном побуждении воли к благим намерениям и решениям. Так, например, при размышлении о Рождении Христа мы можем в этом вступлении молиться о том, чтобы лучше понять Сына Божьего, ставшего ради нас человеком, - эта благодать для ума, - и о большей любви к Нему и желаний подражать Ему в уничижении, - это благодать для воли. – Оба эти вступления, сообразно с их целью, должны быть очень коротки; довольно для них двух-трех минут. В настоящей книжке перед каждым размышлением приведены и оба вступления.

После вступлений начинается и само размышление, подразделенное обыкновенно на несколько пунктов, из которых каждый составляет как бы отдельное целое. Оно состоит из упражнений трех способностей человеческой души: памяти, ума и воли. Итак, памятью размышляющий приводит себе какое-нибудь событие из Священного Писания или какую-нибудь отвлеченную религиозную истину, дабы дать уму предмет занятий. В этом припоминании можно помогать себе вопросами: кто? что? где? какими средствами? зачем? как? когда? Если предмет размышления библейское событие, то можно ставить вопросы: кто – действующие лица? каковы они в глазах Господа? людей? что они делают, чувствуют, думают, говорят? где они теперь? Припоминая себе отвлеченные истины веры, размышляющий может поставить целый ряд вопросов, отвещающих данную истину с различных точек зрания.

Один из более выдающихся пунктов, представленных памятью, делается предметом упражнения ума, которое состоит в том, что размышляющий старается извлечь из данной истины заключающуюся в нем житейскую мудрость и применить ее к своему настоящему положению, нуждам, обязанностям и т.д. Он спрашивает себя: «Какое практическое заключение могу я извлечь для себя из этой истины? Какие побуждения заставляют меня к этому? Так ли я смотрел и поступал до сих пор? Как мне поступать в будущем? Какие средства должен я употребить , чтобы достичь цели? Какие препятствия устранить? Следует заметить, что заключения и ответы слишком общего характера, например, что греха следует избегать и т. п.,  бесполезны; нужно углубиться в частности, чтобы от размышления извлечь пользу для души.

Упражнения памяти и ума сами по себе не были еще молитвой, но только чисто интеллектуальной работой, если бы после них не следовало упражнение воли, которое есть цель и следствие обоих предыдущих упражнений. Поэтому следует на него обратить особенное внимание. Воля принимает участие в размышлении двоякого рода актами. Одни из них относятся к предметам, находящимся вне пределов нашей свободной воли, как, например,  Бог, святые,  жизнь, небо и ад, несчастья, болезни, наши прежние грехи и добрые дела. По отношению  к таким предметам наша свободная воля в размышлении принимает участие чувствами любви, ненависти, радости, благодарения, страха, сожаления и т. п. Возбуждением в себе подобных чувств, смотря по предмету размышления, следует сопровождать все размышления, так чтобы соображения ума постоянно чередовались чувствами воли, так как в них именно заключается то, чем отличается умственная молитва от простого теоретического обдумывания какого-нибудь предмета. Еще одно нужно заметить, что под названием чувства мы понимаем здесь свободные акты воли, которые не всегда сопровождаются приятными или неприятными ощущениями, которым обыкновенно дают то же название чувств. Может случиться, что размышляющий свободно побуждает себя к чувствам любви к Богу или к искреннему покаянию и т.п., хотя в тоже время эти акты не доставляют ему приятных ощущений, но, напротив, овладевает им какая-то сухость и безотрадность.

Другой род актов воли – это решения, или постановления, делаемые размышляющим под влиянием рассмотренных им религиозных истин. Эти решения являются естественным плодом всего размышления. Когда ум на вопросы, что мне делать в будущем, какие средства употребить, какие препятствия устранить? – указывает человеку путь, по которому следует направить жизнь, он должен своей свободной волей смело и решительно постановить следовать этим указаниям. Решения эти должны быть по возможности практичны, т. е. удобоисполнимы при данных обстоятельствах, но не слишком общи и отвлечены, хорошо обоснованы и, наконец, смиренны, т. е. размышляющий не должен полагаться на себя, на силу своей воли, но скорее – уповать на Бога и Его благодать.

Заключение размышления составляет так называемая беседа с Богом, то есть заключительная молитва. Размышляющий обращается в ней, смотря по предмету, или к Богу, или к Спасителю или к Богоматери, и просит о получении благодати для исполнения принятых во время размышления благих решений. После нее обыкновенно добавляют еще устную молитву, например, Отче наш, или Радуйся Мария, или Душа Христова.

После размышления советуют еще дать себе отчет в том, добросовестно ли было использовано время умственной молитвы, не было ли допущено какой-нибудь добровольной рассеянности, и записать в особо для этого заведенной книжке то, что нас более всего тронуло и поразило при размышлении, и те решения и постановления, какие мы вынесли из молитвы.

Молитва перед размышлением

Помоги мне, Господи, во время этого размышления, направить весь мой ум, чувства, движения души моей исключительно во славу Твоего Божественного Величия и на служение Тебе.

Молитва после размышления

Душа Христова, освяти меня!

Тело Христово, спаси меня!

Кровь Христова, напои меня!

Вода из ребра Христова, омой меня!

Страсти Христовы, укрепите меня!

О, благой Иисус, услышь меня!

В язвах Твоих сокрой меня!

Не дозволь мне никогда удалиться от Тебя!

От врага лукавого защити меня!

В час кончины моей призови меня!

И прикажи идти к Тебе, Чтобы со святыми Твоими славить Тебя во веки веков!

 

Прими, Христе, мою свободу

  • Прими, Христе, мою свободу,
    Как дар пылающей любви,
    Прими всю память и всю волю,
    И разум, Господи, прими.
  • Все, что имею, чем владею –
    Все это дар небесный Твой.
    Всего себя Тебе вверяю,
    Склоняясь пред волей всеблагой.
  • Оставь мне лишь любви священной
    Твою, мой Боже, благодать:
    И стану я богат настолько,
    Что будет нечего желать.

Январь

День 1

День 2

День 3

День 4

День 5