Блез Паскаль (1623 – 1662)

Блез Паскаль – выдающийся математик и ученый. Его известность достигает наивысшей точки после опубликования труда «Новые опыты относительно вакуума» (1647). В 1654 году, после того, как он едва избежал смерти, его мысли обращаются к Богу. Он поселяется недалеко от монастыря Пор-Рояль, где живет его сестра монахиня, и целиком отдается молитве. В эти годы он часто болеет и пишет свои «Мысли» – работу, которая должна стать основой для его главного сочинения в защиту веры. Работа не была написана до конца – Паскаль умер в возрасте всего лишь 39 лет. Но его «Мысли» останутся фундаментальным сочинением в любую эпоху, к нему будут обращаться вновь и вновь, чтобы постигнуть тайну веры. «Сердце имеет свои права, неизвестные уму», – пишет Паскаль. Подлинность его веры, хотя и вдохновленной янсенистской идеей, возвышает Паскаля над любыми теориями. Хотя и являясь ригористом, он способен написать: «Залог счастливой и благополучной жизни – в том, чтобы быть в мире с Богом и с природой».

Человек зависит от своего времени и от ситуации, но если его сердце чисто и открыто благодати, то его жизнь всегда определяется присутствием Христа, Который его спасает. «Ты бы меня не искал, если бы Ты меня не нашел».

 

Из «Мыслей» Паскаля:

Коль скоро люди не могут победить смерть, нищету, невежество, то, чтобы стать счастливыми, они решили об этом не думать.

Невзирая на все свои беды, он хочет быть счастливым и не может этого не хотеть. Но как за это приняться? Для счастья ему надо бы стать бессмертным; поскольку этого он сделать не может, то счел за благо не давать себе думать о смерти.

Единственное, что утешает нас в наших несчастьях, – это развлечение. А между тем развлечение – величайшее из наших несчастий. Это оно больше всего мешает нам думать о самих себе и незаметно нас губит. Без него мы стали бы скучать, и скука заставила бы нас искать более надежного средства от нее избавиться; но развлечение нас забавляет и позволяет приблизиться к смерти незаметно.

Мы никогда не задерживаемся в настоящем. Мы вспоминаем прошлое; мы предвкушаем будущее, словно хотим поторопить его слишком медленный шаг, или вспоминаем прошлое, чтобы сделать его не столь мимолетным. Мы так неосмотрительны, что блуждаем по недоступным нам временам и вовсе не думаем о том единственном времени, которое нам принадлежит; так легкомысленны, что мечтаем только о воображаемых временах и без рассуждений бежим от единственного существующего на деле. Это потому, что настоящее обычно нас ранит. Мы его прячем с глаз долой, потому что оно нас удручает, а если оно нам приятно, то жалеем, что оно ускользает. Мы пытаемся удержать его в будущем и предполагаем распоряжаться такими вещами, которые вовсе не в нашей власти, в том времени, до которого мы вовсе не обязательно доживем.

Пусть каждый разберется в своих мыслях. Он увидит, что все они заняты прошлым или будущим. Мы почти не думаем о настоящем, а если и думаем, то лишь для того, чтобы в нем научиться получше управлять будущим. Настоящее никогда не бывает нашей целью.

Прошлое и настоящее для нас средства; только будущее — наша цель. И, таким образом, мы вообще не живем, но лишь собираемся жить и постоянно надеемся на счастье, но с неизбежностью никогда не добиваемся его.

Из книги Романо Скандии «Я с вами до скончания века»