Зачем каждое воскресенье?

В общине как дома

«В этом большом городе есть одно единственное место, где я себя чувствую дома – это церковь, в которой я – вместе с моими друзьями». Это утверждение является показателем здорового опыта христианина, когда он чувствует, себя принадлежащим к Церкви именно таким образом. Ведь быть последователем Христа означает быть с другими. Невозможно утверждать, что кто-то может стать учеником Христа, не будучи вовлеченным в Его Тело, не быть частью Его общины. Я являюсь христианином только благодаря той общине, которая приняла меня, крестила меня, насытила меня, постоянно приглашает меня к себе.

Стать настоящим, реальным, подлинным человеком означает принять то, чем мы на самом деле являемся и принять наше настоящее происхождение. Жизнь это дар бесконечных надежд. Но это дар.  Это источник.

Ветхозаветный псаломщик провозглашает: «У Тебя, Господи, Источник жизни» (Пс. 36). Стать настоящим значит принять тот факт, что мы были сотворены, а значит принять Того, Кто нас сотворил Бога Творца. Принять Бога Творца – значит ощутить в себе потребность воздать Ему честь, поклоняться, благодарить, восхвалять Того, Кто есть Источник всякого блага. Это ощущение является корнем любой религии. Это ощущение идет от нашей способности читать нашу собственную жизнь и распознавать в ней присутствие Господа.

Никогда не забывайте

Люди Ветхого Завета прекрасно понимали, что забыть Бога, Того, Кто сотворил  нас –  один из самых величайших грехов. Люди ощущали Его заботу и Его защиту на протяжении всей истории. Он заключил с ними Свой Завет, в котором Он провозгласил их Своим избранным народом, а Себя их избранным Богом. Все законы, которые были созданы, проистекали именно из этих отношений дружбы Бога и Его народа. Бог не давал законов, которые должны были бы нас контролировать. Эти законы стали частью жизни по Завету. Бог не сказал: «Святи день субботний», – только потому, что это Его устраивало. Нет, Богу не нужен был день субботний. Он нужен нам. Эти законы призывают нас стать по-настоящему честными.

Почему день субботний?

Самый первый закон о соблюдении субботы был создан, чтобы позаботиться и защитить бедных, дать им передышку от работы для того, чтобы они смогли позаботиться о своем здоровье и своей семье. Всегда, во все века, хозяева были требовательными и заинтересованы только в получении прибыли, а не в людях. Бог же знал сердца тех, кого Он сотворил, и что «не хлебом единым жив человек». В глубине нашего сердца есть потребности и желания, для которых нужно время, чтобы их выразить, нужно время для отдыха и мира. Бог прекрасно знает, что без Него человек не сможет по-настоящему стать человеком. Он знает, что без настоящего поклонения Ему, человек начнет выдумывать и поклоняться фальшивым богам. Поэтому Бог заповедал нам поклоняться Ему для того, чтобы мы могли сохранить наше подлинное человеческое достоинство. Суббота стала особенным временем, когда человек обращает внимание на Бога и приносит Ему свое поклонение" и уважение. «Помни святить день субботний».

От субботы к воскресенью

Миновало меньше двадцати лет после Воскресения Иисуса, как Павел напоминает все верующим, что последователи Христа, т.е. христиане, должны собираться по воскресеньям  для молитвы и совершения Евхаристии. Само Воскресение Христа и снизошествие Святого Духа на учеников в воскресный день привело первых христиан к осознанию того, что отныне их святым днем, их субботой станет воскресенье. В русском языке само название этого дня – «воскресенье» -отражает глубину христианской веры и обязанности поклонения Богу именно в этот день. Вскоре первые христиане распространили понимание иудейской субботы на новый день. Они собирались по воскресеньям, чтобы позволить Богу стать их Богом в их жизни, чтобы Его Слово стало их истиной, чтобы благодарить Его через Евхаристию, чтобы стать настоящей общиной верующих и обрести через это силу и храбрость продолжать жить. Так было в течение 300 лет, пока воскресенье не стало общественным выходным днем.

Воскресенье в России

Даже во времена репрессий, оставшись без священников или пророков, люди прикладывали все свои силы для того, чтобы день воскресения оставался днем веры. Они продолжали молиться в своих домах, собираясь по воскресеньям в молитвенные кружки, или, когда это случайно оказывалось это возможным, тайно праздновали святую Мессу. Светский мир издевался над этими верующими, уничтожал этих верных Христу за их веру, делал  все возможное, чтобы верующие не могли  продолжать молиться и проводить литургию. Для этого разрушались церкви и сажали в тюрьмы священников. Но вера продолжала жить.

И наступило новое время, а с ним и новые возможности. Но очень часто можно заметить, что люди не стремятся участвовать  воскресных службах. Мы часто рассматриваем эту нашу святую обязанность несерьезно  и даже находим оправдания для нашего отсутствия – оправдания,  которые не могут на самом деле ими быть. Утрата чувства ответственности – большая потеря для наших современных христианских общин. Очень жаль...

Постоянство

Наша Католическая Церковь просит всех своих членов еженедельно участвовать в воскресной Евхаристии. И это – не контролирующий закон. Эта просьба, которая исходит, прежде всего, из серьезного обязательства действительного поклонения Богу и распознавания Бога как неотъемлемого от человеческого бытия. Если я верю в Бога, значит, я склоняюсь перед Ним в уважении. Если я принимаю Иисуса, как своего Господа, значит должен следовать Ему в прославлении Отца в общине Иисуса.

Бог всегда первый. Эта самая настоящая правда, это истина нашей жизни. Но когда мы признаем Его первым, мы скоро обнаруживаем, что Он с нами, что Он стал истиной для нас в Своем Слове, присутствует ради нас в Хлебе. Он знает, что невозможно стать духовно здоровым человеком, если не прибегать к частому принятию Евхаристии: «Если не будете есть Плоть Сына Человеческого, не будете иметь в себе жизни». Это пугающе просто!

Почему мы не слышим?

Современная культура, в которой мы живем, обладает большой силой, и подчас эта сила заключена в подсознательном или полусознательном влиянии на человека. Можно заметить, что другие церкви не требуют еженедельного участия в службах. Можно услышать слова, повторяющиеся во всем светском мире: «Я верю, конечно же, но не хожу в церковь каждую неделю. Ведь я же не фанатик». Постепенно мы становимся «как все». Мы принимаем то поведение, которое предлагает нам окружающая нас культура. Мы становимся беспечными и безответственными по отношению к Богу, к себе, к этой постоянной  связи с Ним и нашему присутствию перед Ним. Мы перестаем быть  Его людьми, Его народом. Так  модно совсем потерять Бога.

Или же мы приходим пару раз в год, и наше участие в литургии становиться настолько малым, что и ценность от него становиться малой. Это присутствие, может быть, уже стало просто общественным обрядом, чем действительно преображающим опытом настоящего христианина. Жить по минимуму не имеет никакого смысла и, живя так, никогда невозможно почувствовать настоящего счастья. Подобный образ жизни можно сравнить с хождением по  лезвию ножа, действительности  не имеет особого значения. (???)

Нам нужно стать натощими

Мы должны приказать себе стать настоящими верующими. Жизнь слишком коротка и слишком важна, чтобы тратить ее попусту на бездумные и бесполезные обряды, как, например, поход в церковь только на Рождество или посещение церкви на Новый Год.

Конечно, это тоже неплохо, но нужно что-то большее. Вера принадлежит тем людям, которые знают свою потребность и поняли, что без Бога мы не можем жить. Эти люди прекрасно понимают общечеловеческую тенденцию к беспечности и тривиальности, которые убивают жажду Бога. И, если пламя веры не станет постоянным огнем, эти люди умрут. «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого, не будете иметь в себе жизни».. Мы живем решением, а не плывем по течению.

И никто не может идти один

Бог сотворил нас невообразимо разными и многочисленными. Мы становимся жизнью друг для друга через нашу взаимную поддержку, нашу дружбу, соучастие в боли и страдании, совместную радость и надежду. Без постоянных и глубоких контактов мы становимся опасно изолированными и, скорее всего, постепенно отчуждаемся от Самого Источника жизни и мира, от Бога и Его народа.

Постоянный контакт с Богом и Его народом в молитве и поклонении развивает способности для постоянной помощи и поддержки, возможность дать совет в трудную  минуту жизни, и шанс стать мудрее благодаря знаниям других людей в группе.

Наши дары облагораживаются, когда мы жертвуем их. У каждого из нас есть свои потребности. Постоянство открывает нас, чтобы мы могли . принять то, что хочет дать нам Бог и Его люди. Его народ. Через это мы входим  в   нашу человеческую и духовную зрелость.

Творите это в мое воспоминание

Для любого последователя Христа, воскресное собрание — это гораздо больше, чем просто обязательство, это – привилегия. Это – наш ответ на просьбу Иисуса повторять то, что Он Сам сделал на Последней Вечере, когда Он взял Хлеб и Вино, благословил их и преобразил их в Свое Тело и Кровь, духовную пищу и питие для нас, и постоянный знак того, каким образом Он предал Себя Самого ради любви к нам. Христианская община выполняет Его желание, слышит призыв распознавать Его во всем и служить Ему через других, омывая друг другу ноги, позволяя себе самим вкушать Хлеб Жизни.  «Ядущий Мою Плоть и пьющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, а Кровь Моя истинно есть питие. Как послал Меня живой Отец, и Я живу Отцом, так и ядущий Меня будет жить Мною». «Идите с миром. Месса совершилась».

Организация самого себя

Один подросток мне как-то признался: «Ну, я хочу ходить на Мессу каждую неделю, но вокруг так много вещей, которые надо сделать». Мне это известно. Поначалу, кажется, очень трудным найти время, даже когда мы ничем не заняты. Здесь нужна решительность. Уже многие смогли на своем собственном опыте убедиться, что участие в Мессе каждое воскресенье приносит плоды. Это становиться жизненным  ритмом дня. Кому-то помогает приходить  на мессы друг, который напомнит об этом. Призвав на помощь наше богатое воображение, мы сможем определить наши жизненные приоритеты, в том числе и приоритеты одного дня –  воскресенья. Тогда может оказаться, что у нас на самом деле очень много времени остается и на другие дела.

Быть образом жизни

Быть католиком-христианином – означает гораздо большее, чем простое участие в еженедельной мессе, но без этого нас уже сложно достоверно назвать католиками. Когда люди наконец-то действительно решают что в их жизни главное, что важно, что второстепенно, только тогда Месса становиться частью их жизни. Я соединяюсь с Божиим народом пред лицом Бога в благодарении и восхвалении, я открываюсь для Слова Бога и Его Тела, я открываюсь, чтобы почувствовать гостеприимство и дружбу общины, чтобы дарить, получать, прощать и чувствовать себя дома, потому что это и есть мой духовный дом.

Больше чем заповедь

Возможно, скоро я забуду о церковной заповеди об обязанности участия в еженедельной мессе в воскресенье, ведь все мы живые люди, но это – больше чем заповедь. Это –  станет моей жизнью, если я стану тем, чем призывает меня стать Бог в этом современном мире, и тогда я пойму, что Христос ждет меня, Его народ ждет меня, и мне нужны и Христос, и Его народ.

Отец Майкл Скрин MSC